Полноприводные машины. Эксплуатация и особенности управления.

0
60
Полноприводные машины

Итак, вы стали владельцем автомобиля. Наличие шильдика 4WD недвусмысленно сообщает вам о новых возможностях движения. Теперь вы будете чувствовать себя куда увереннее при преодолении снежных заносов и раскисших проселочных дорог. Полноприводные машины со своим полноприводом,  без сомнений, сделают дорогу до места рыбалки, охотничьего лагеря, да и просто для отдыха на природе максимально комфортной.

Владельцам обычных автомобилей дорожного класса останется только завистливо провожать вас взглядом и плестись несколько километров пешком к месту отдыха. Но, как известно, у любой медали есть и вторая сторона. Для того, чтобы восторг от управления полноприводным автомобилем не омрачался поломками и следующими за ними крупными денежными тратами, необходимо знать и помнить о многих нюансах при эксплуатации автомобилей с 4WD. О них и поведем речь в дальнейшем.

Полноприводные машины. Ее виды:

Выше, мы сознательно избегали называть все автомобили, имеющие полный привод внедорожниками. Потому что привод на все колеса не делает автомобиль стопроцентным внедорожником. Действительно, несколько десятков лет назад полный привод имели лишь тяжелые рамные автомобили, предназначенные скорее для армейских задач, нежели для комфортабельного передвижения по дорогам с любым покрытием.

К началу 70-х годов XX века ситуация стала меняться коренным образом. В ряде стран (СССР, Япония, ФРГ) появились «гражданские» автомобили, оснащенные приводом на все колеса. В отличие от классических рамных внедорожников, такие автомобили имели несущий цельнометаллический кузов и независимую многорычажную пружинную подвеску, позволяющую с комфортом передвигаться как по дорогам общего пользования, так и штурмовать легкое бездорожье.

Пионерами постоянного полного привода были Subaru, впервые применившие в серийных моделях «раллийную» компоновку трансмиссии, Toyota с легендарным Carib (Tercel), ингольштадский Audi, явивший миру привод Quattro, и конечное же, советский ВАЗ 2121 «Нива». С момента выхода в свет полноприводных моделей автомобилей постепенно стал формироваться принципиально новый класс автомобилей – кроссоверы.

Главным отличием от внедорожника стала его «многозадачность», т.е. кроссовер предназначен для повседневного использования. Его внедорожные качества частично пошли в жертву комфортному передвижению. Свою истории кроссоверы ведут из середины 90-х, когда японский концерн Toyota Motors приступил к выпуску многоцелевого полноприводного кроссовера RAV-4. очень часто кроссоверы обозначаются также аббревиатурой «SUV» (Sport Utility Vehicle), что в вольном переводе означает транспортное средство для спортивного стиля жизни.

Главное конструктивное отличие от «классического» внедорожника – безрамный несущий кузов, полностью независимая подвеска. Все это делает автомобиль более легким и маневренным. Кроссовер больше, чем внедорожник приспособлен к передвижению в городском потоке, но менее приспособлен к движению в тяжелом бездорожье. Не говоря уже о полноприводных спортивных седанах.

Особенности 4WD.

Автомобили с шильдиками 4WD, Four WD, 4×4, AWD, Quattro безусловно объединяет передача крутящего момента от двигателя на все колеса. Другое сходство, объединяющее полноприводные машины – более высокий, на 20-30 % расход топлива, чем у моноприводных собратьев. Но, также имеется и множество различий. Классические внедорожники, оснащенные механической трансмиссией в большинстве своем имеют подключаемый полный привод (обозначается как Part-time 4 WD). При повседневной эксплуатации такой автомобиль имеет задний привод.

Перед началом движения в сложных дорожных условиях необходимо остановить автомобиль, заблокировать муфты на ступицах передних колес, затем передвинув рычаг на раздаточной коробке подключить передний мост, а также пониженную или повышенную передачу в зависимости от сложности дорожных условий.

Передвигаться с подключенным передним мостом по дорогам с асфальтовым покрытием на внедорожнике нельзя. От этого сильно ухудшается управляемость и значительно увеличивается нагрузка на трансмиссию. Другими словами, выбравшись с проселочной дороги на асфальт, не забывайте отключать полный привод, иначе вы рискуете повредить трансмиссию.

Более «революционный» полный привод обозначается как Full-time 4WD. В отличие от вышеописанного, этот привод подключен постоянно.

Полноприводные машины

Как это достигнуто?

В такой трансмиссии присутствует межосевой дифференциал, позволяющий передней и задней оси вращаться с разными угловыми скоростями. Это необходимо при прохождении поворотов на высокой скорости, когда пробуксовка колес на любой из осей не только нежелательна, но даже опасна.

Благодаря введению в трансмиссию межосевого дифференциала, крутящий момент легко перебрасывается на разные оси. При этом нагрузка на трансмиссию ощутимо снижается. Постоянный полный привод получил самое широкое распространение.

Для передвижения по легкому бездорожью необходима блокировка межосевого дифференциала (Diff-lock). Обычно блокировка осуществляется при помощи рычага, тросового или вакуумного привода.

Очень важно помнить, что передвигаться на автомобиле с заблокированным дифференциалом со скоростью выше 60 км/час не рекомендуется. Нельзя двигаться с заблокированным дифференциалом свыше 2 часов. Во избежание перегрева узлов трансмиссии, следует останавливаться на 20-30 минут и давать им остыть.

Можно ли включать diff-lock прямо во время движения?

Вопреки расхожему мнению, блокировку дифференциала можно включать прямо на ходу. Все колеса в данный момент вращаются с одинаковой скоростью, без пробуксовки. Двигаться по твердому асфальтовому покрытию с жестко заблокированным дифференциалом чревато поломкой трансмиссии. В отличие от более современной автоматической трансмиссии, жесткая блокировка дифференциала становится бесполезной при так называемом, диагональном вывешивании автомобиля, когда два колеса на разных осях оказываются вывешенными. В этом случае поможет самоблокирующийся колесный дифференциал.

Полноприводные машины оснащенные современной полноприводной трансмиссией. Она существенно отличаются от машин с механической трансмиссией.

В ней применяется несколько иной принцип. В отличие от механической блокировки межосевого дифференциала, в современных полноприводных автомобилях с автоматической трансмиссией. (Что лучше автомат или механика? Вы можете прочитать тут.) Часто применяется вискомуфта – устройство, заполненное специальной жидкостью, изменяющую вязкость или пакет фрикционных муфт, работающий по принципу многодискового фрикционного сцепления.

Полноприводные машины

Такие устройства позволяют автоматически перебрасывать крутящий момент на нужную ось, что в значительной степени способствует увеличению внедорожных качеств. Однако, и здесь есть свои ограничения. Вискомуфта и фрикционные муфты боятся перегрева. Время ее работы ограничено 15-20 минутами с последующей остановкой для охлаждения.

Поэтому, штурмовать тяжелое бездорожье на современном кроссовере не рекомендуется. Впрочем, полноприводные машины имеют свои преимущества.

Полноприводные машины

Они раскрываются не только на бездорожье, но в условиях в период обледенения и снежных заносов. Здесь вы можете не только раскрыть потенциал своего автомобиля, но и помочь другим автомобилистам, легко вызволив их из снежного плена.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here