Автомат или механика? Преимущества и недостатки.

0
163
что лучше автомат или механика

О том, что появилось раньше: яйцо или курица споры идут до сих пор. Подобно этому, ведут споры и автомобилисты, что лучше автомат или механика?

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, что лучше автомат или механика необходимо иметь минимальные понятия об устройстве и функционировании того или иного вида трансмиссии. Ведь, на сегодняшний день существует несколько видов автоматических трансмиссий, которыми оснащаются современные автомобили.

 

что лучше автомат или механика

Для того, чтобы однозначно сказать, что лучше автомат или механика, следует знать все преимущества, недостатки и особенности эксплуатации.

Для начала следует напомнить, что такое трансмиссия. Само название от английского transmission в буквальном переводе означает «передача». И действительно, любая автомобильная трансмиссия предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. Но, не просто передачи, а его изменения в большую или меньшую сторону.

В зависимости от скорости движения, состояния дорожного покрытия, загрузки автомобиля, величину крутящего момента выбирает водитель, либо за него это делает электроника. для того, чтобы понят, какой же вид трансмиссии имеет преимущество, рассмотрим наиболее распространенные из них.

Механическая трансмиссия.

Само название «механическая трансмиссия» звучит довольно утрированно, поскольку любой агрегат, предназначенный для изменения крутящего момента в своей конструктивной основе будет механическим. Другое дело – переключение передач и режимов, осуществляемые автоматическим устройством или водителем. как бы то ни было, теперь коробку передач с ручным переключением называют МКПП – механической коробкой переменных передач, хотя в зарубежных каталогах запчастей она именуется не иначе как Manual transmission, что указывает на ручное управление передачами.

что лучше автомат или механика

Органами управления простой механической трансмиссией являются педаль сцепления и рычаг переключения передач. Сложно ли управлять такой трансмиссией в сравнении с «автоматом»? Безусловно, сложнее. К тому же, при неумелом управлении сцеплением всегда существует риск «сжечь» его, чем полностью обездвижить автомобиль. С АКПП такой фокус полностью исключен, поскольку там принципиально другой способ передачи крутящего момента от двигателя.

Коробка передач без синхронизаторов.

Сегодня такие агрегаты встречаются достаточно редко. Тем не менее, такая коробка передач требует от водителя максимального опыта при переключении передач. Водитель должен уметь «чувствовать» угловые скорости валов, прежде чем переключить передачу. Приемы управления такой трансмиссией включают в себя двойной выжим педали сцепления и перегазовку для уравнения угловых скоростей валов и включения передачи.

Главным преимуществом несинхронизированной коробки передачее относительная легкость и простота конструкции. Обычно, такие коробки передач устанавливались на внедорожники и грузовые автомобили.

Коробка передач с полностью синхронизированными шестернями.

Одна из самых распространенных механических агрегатов. Синхронизаторы предназначены для того, чтобы максимально при помощи трения и проскальзывания уравнивать угловые скорости валов перед переключением передач. Для того, чтобы синхронизаторы служили как можно дольше, рекомендуется переключать передачи по восходящему ряду с небольшим замедлением, а по нисходящему – наоборот, как можно быстрее. Несмотря на свою относительную простоту, механические коробки передач совершенствовались в течение времени.

Сначала, на послевоенных автомобилях они имели всего 3 передачи, последняя из которых – прямая. Затем, по прошествии десятка лет появилась еще одна передача. С развитием дорожной инфраструктуры и сети автомобильных магистралей появилась необходимость в повышающей передаче. Так появилась пятая передача с передаточным числом меньше единицы. Сегодня уже нередки модели автомбилей с шестиступенчатой механической коробкой передач.

Коробка передач с демультипликатором (понижающим рядом).

Обычно, понижающий ряд встречается на автомобилях с полным приводом и на некоторых большегрузных автомобилях. Наличие дополнительного повышающего или понижающего ряда позволяет расширить возможности по проходимости и перевозки грузов.

В качестве вывода можно сказать о том, что механическая коробка передач требует от водителя определенных навыков управления, постоянного внимания к переключению передач и манипуляций с педалью сцепления. Вместе с тем, такой вид трансмиссии прост, надежен. Также МКПП сравнительно дешевле, как в эксплуатации, так и в ремонте.

Автоматическая трансмиссия.

В отличие от МКПП, автоматическая трансмиссия позволяет водителю полностью сосредоточиться на управлении автомобилем. Водитель не отвлекается на переключение передач и меньше устает. При движении в пробке, частых остановках на светофоре, АКПП более комфортна, чем «механика». При трогании на подъеме, водителю достаточно лишь снять ногу с педали тормоза и плавно надавить на педаль акселератора. Остальное сделает механизм АКПП. Одним словом, управление автомобилем, имеющим автоматическое переключение передач, очень комфортно. Вместе с тем, необходимо помнить о том, что автоматическая коробка передач – это очень сложное устройство, требующее повышенного внимания и ухода.

что лучше автомат или механика

Рекомендуется обязательная периодическая проверка уровня и состояния рабочей жидкости ATF (automatic transmission fluid). Существуют и другие рекомендации, выполнение которых неукоснительно, поскольку пренебрежение ими может стать причиной выхода агрегата из строя. Так, не рекомендуется буксировка в течение длительного времени, включая буксировку самого автомбиля, резкое включение заднего хода (режим R), а также пробуксовка в течение длительного времени. Несмотря на ряд преимуществ, автомобили с автоматической коробкой передач менее экономичны и гораздо дороже в эксплуатации, чем с МКПП.

Коробка передач гидротрансформаторного (планетарного) типа.

Основой автоматической коробки передач служит гидротрансформатор, — устройство, преобразующее энергию рабочей жидкости в крутящий момент. При передаче крутящего момента от двигателя, посредником здесь служит не ведомый диск сцепления, а жидкость, отражающаяся от лопаток ведущего колеса и попадающее на лопасти реакторного. При уравнивании угловых скоростей маховика двигателя и ведущего вала, происходит автоматическая блокировка гидротрансформатора.

Благодаря такому устройству, не требуется дополнительных механизмов, обеспечивающих плавность трогания с места. Переключение передач в гидротрансформаторной коробке происходит также при помощи рабочей жидкости ATF. Поскольку во время работы происходит значительный нагрев жидкости, на автомобиль установлен дополнительный радиатор для ее охлаждения. Переключение происходит автоматически по достижении определенных оборотов валов.

Для максимальной компактности в АКПП применяются шестерни планетарного типа. Гидротрансформаторные коробки передач появись на рынке одними из первых. Изначально они имели всего три ступени. Сегодня на рынке можно встретить автомобили с шести и даже с семиступенчатыми АКПП. Традиционно, режимы работы АКПП следующие: «P» — режим парковки. При переводе селектора в положение «P», трансмиссия и двигатель полностью блокируются, запуск двигателя и движение невозможны.

что лучше автомат или механика

Буксировка автомобиля с селектором в режиме «Р» категорически запрещены во избежание повреждения трансмиссии. «N» — режим нейтральной передачи. В этом режиме возможен запуск двигателя и буксировка автомобиля, но не более двух часов с периодическими остановками для остывания рабочей жидкости. Режим «L» предназначен для движения со значительным сопротивлением. Например, при буксировке прицепа или другого автомобиля следует начинать движение именно с этого режима.

Режимы «1» и «2» также являются пониженными. В этом случае, ограничено переключение передач до 2 или 3 в зависимости от режима. Такие режимы лучше использовать при движении по рыхлым грунтам или снегу. Режим «O/D» (overdrive) представляет собой повышающий ряд. Этот режим будет полезен при движении по скоростным автомагистралям с хорошим и гладким покрытием.

Коробка передач вариаторного типа.

По сути, это все тот же «автомат», имеющий гидротрансформатор. Однако, вместо планетарных шестерен крутящий момент передается вариатором. Это устройство, меняющее крутящий момент в очень широких пределах. Современный вариатор представляет собой стальной ремень, собранный из специальных износостойких пластин и шкивов с изменяемым размером ручья.

Главное преимущество вариатораэто возможность плавного бесступенчатого движения.

Автомобили, оснащенные вариатором, демонстрируют отличную динамику, плавный ход и большую экономичность. При желании можно настроить вариатор на «ручное» секвентальное переключение «передач» — режимов определенного расстояния тарелок шкивов.

Вариатор имеет несомненные преимущества перед традиционными типами трансмиссий. Вместе с тем имеется и ложка дегтя. Вариаторы очень капризны и требовательны к типу рабочей жидкости ATF, чувствительны к перепадам температур и требуют большей осторожности при буксировке автомобиля или прицепа.

Роботизированная коробка передач.

По сути это — своеобразный гибрид автоматической и механической коробки передач. Конструктивно механическая часть во многом схожа с МКПП, также имеется механизм сцепления, вилки переключения передач. Но, переключаются они при помощи соленоидов, а моментом переключения управляет электроника.

«Робот» также имеет режим секвентального (последовательного) переключения передач.

что лучше автомат или механика

Иногда этот вид трансмиссии называют «типтроник», иногда – «секвентальной» коробкой передач. Такая трансмиссия практически лишена тех ограничений, с которыми следует считаться, управляя автомобилем с АКПП. Вместе с тем, сложное устройство управления не позволяет устранить неполадки традиционным способом, в результате чего ремонт или обслуживания становятся значительно дороже.

Можно долго рассуждать о том, что лучше автомат или механика, но очевидно, что все виды трансмиссии имеют неоспоримые преимущества и вместе с тем, не лишены ряда недостатков. Можно лишь с уверенностью сказать о том, что не существует хороших или плохих агрегатов. Поэтому, выбор автомобиля с определенным видом трансмиссии остается за вами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here